Вчера Нина Южанина, глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, презентовала свой второй проект налоговой реформы. Первый вариант был рассмотрен Национальным советом реформ при президенте Украины еще в сентябре, как и проект Минфина.
Однако оба варианта были отправлены на доработку. Задачей авторов было в кратчайшие сроки разработать совместную концепцию, но этого так и не произошло.
В середине октября заместитель министра финансов Елена Макеева сообщила, что окончательный «министерский» вариант налоговой реформы будет готов к ноябрю. А тем временем Нина Южанина готова внести проект закона налоговой реформы, разработанный комитетом, на рассмотрение Рады. Во вторник в СМИ появились сообщения о том, что законопроект будет подан 21 октября, но Южанина опровергла эту информацию, уточнив, что подача переносится на понедельник, 26 октября.
«Для уменьшения спекуляций вокруг того, что наш проект имеет политическую окраску и связан больше с местными выборами, чем с проведением реальной налоговой реформы, сегодня, после встречи с постоянным представителем МВФ, было принято решение о регистрации данного законопроекта в следующий понедельник, сразу после проведения голосования по местным выборам», – сказала Южанина вчера на пресс-конференции.
Разведка боем
Согласно информации комитета, под их законопроектом подписалось более полутора сотен депутатов, в основном от Блока Петра Порошенко и «Батькивщины», а также ведущих экспертов по налогообложению, поэтому авторы проекта рассчитывают на поддержку в парламенте.
Однако эксперты не столь однозначны и оптимистичны в своих прогнозах. «Во-первых, подписала своя фракция. Во-вторых, непонятно, скольких депутатов из тех, кто подписался, реально касается налоговая реформа. Это еще ни о чем не говорит», – высказал свое мнение в беседе с Forbes один из опрошенных участников реформы на правах анонимности.
По словам собеседника Forbes, заявление Южаниной еще не является стопроцентной гарантией того, что в понедельник законопроект будет подан в парламент. «До последнего надеюсь, что будут искать согласованный вариант. После выборов Наталия Яресько пойдет к президенту и будет торговаться. Это сугубо предвыборные «танцы». Я подозреваю, что комитет не планирует регистрировать проект. Южанина не могла сделать этого без ведома Петра Порошенко. Но это не значит, что он «за» ее вариант», – уточнил эксперт, добавив, что, по всей видимости, заявление о готовности законопроекта является своеобразной «разведкой боем». «Все сделано для того, чтобы прощупать обстановку, и принять потом окончательное решение, сделав все нужные выводы. Также теперь можно будет оказывать давление на Минфин в их варианте налоговой реформы», – предполагает он.
Что предлагает комитет
Налоговый комитет парламента позиционирует свой подход к налоговой реформе как «либеральный». Предлагаемым проектом закона предусматривается кардинальная реструктуризация функций ГФС, снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, расширение электронных сервисов, исправление недочетов электронного администрирования НДС и переход к налогообложению распределенной прибыли.
В частности, налоговая нагрузка будет формироваться следующим образом:
— Налог на распределяемую прибыль – 15%.
— Прибыль, отправляемая на реинвестирование, налогом не облагается.
— Налог на доходы физических лиц – 10%.
— НДС – до 15%
— ЕСВ – 20% (единая ставка).
— ЕСВ, удерживаемый из зарплаты (дохода) физлиц, отменяется.
— Налог на автомобили стоимостью более 1 млн гривен, не старше 5 лет – 25 000 гривен;
— Система упрощенного налогообложения для I и II групп предпринимателей остается без изменений (оборот – до 1,5 млн гривен).
— К III группе будут относиться предприниматели с объемом оборота до 5 млн гривен (с нынешних 20 млн гривен).
Налогообложение будет осуществляться по возрастающей шкале:
— 2016 год – 3% + НДС или 6% без уплаты НДС
— 2017 год – 4% + НДС или 8% без уплаты НДС
— 2018 год – 5% + НДС или 10% без уплаты НДС
— В IV группу входят сельхозпроизводители с годовым объемом доходов до 100 млн гривен.
— Отменяется спецрежим взимания НДС для всех предприятий, кроме животноводческих.
— Отменяется упрощенная система налогообложения для предпринимателей, занимающихся изготовлением и продажей кожаных и меховых изделий, рестораторов, отельеров и ювелиров.
— Вводится электронный кабинет плательщика налогов, система онлайн-возмещения НДС, переход к новой системе апелляционных обжалований плательщиками решений контролирующих органов.
— ГФС станет сервисной службой, лишенной функции контроля; налоговая милиция ликвидируется, а вместо нее создается новый правоохранительный орган – Служба финансовых расследований – подотчетный Министерству финансов.
— Минфин также наделяется управленческой и информационно-аналитической функциями в сфере фискальной политики государства, «сервисная» ГФС переходит в его подчинение.
Стоит отметить, что в сравнении с первым вариантом проекта налоговой реформы, который был разработан профильным комитетом в сентябре, во втором проекте кардинальных изменений не наблюдается.
МВФ против
Накануне презентации проекта прошли консультации представителей Налогового комитета с постоянным представителем Международного валютного фонда в Украине Жеромом Ваше. Как рассказали источники Forbes, близкие к процессу переговоров, представитель МВФ в ходе обсуждения выступил настолько ярым противником «варианта Южаниной», что даже озвучил угрозу Фонда выйти из программы помощи Украине, если документ будет принят на уровне закона. При этом сама Нина Южанина в беседе с Forbes высказала предположение, что МВФ не поддержал парламентский проект, потому что совершенно не знаком с ним.
«Предложения парламента ими [МВФ] не воспринимаются, потому что они с нами не сотрудничают. Если бы у нас были такие же тесные встречи, как у МВФ с Минфином, был бы совершенно другой итог в плане той оценки, которую они имеют возможность давать. Встреча длилась три часа, и важно, что нас услышали. А с Минфином мы переговоров не ведем, поскольку у министра Наталии Яресько не хватает времени, чтобы все обсудить», – подчеркнула Южанина.
В свою очередь замминистра финансов Елена Макеева уточнила изданию, что Минфин не выходил из переговорного процесса, но и не подавал свой вариант, который уже отработан – хотя ведомство готово к дискуссии. Напомним, как ранее писал Forbes, вариант, разработанный Минфином, тоже не вызвал особого восторга у Фонда. Эксперты МВФ опасаются, что налоговые поступления не обеспечат должного наполнения госбюджета Украины. В своем скептицизме МВФ опирался на цифру в 200 млрд гривен – именно такого размера «бюджетную дыру» предрекли аналитики в случае старта «сырой» налоговой реформы.
На первый-второй рассчитайся!
Политическое и бизнес-сообщество, в свою очередь, разделилось на два лагеря: одни поддерживают Минфин, другие – Комитет. Forbes узнал у экспертов их мнения по поводу обоих вариантов еще до официальной презентации проекта Комитета. «Минфиновцы» вчера утром прогнозировали, что проект Комитета не будет принят Международным валютным фондом, поскольку его формулировки очень размыты. Те же, кто «за» Нину Южанину, сетовали, что Минфин не поддерживает бизнес, а реформа проводится прежде всего в интересах самого министерства.
«Уверен, что комитет ВР подает свой проект реформы, потому что считает, что он подготовлен для рассмотрения, реформу надо начинать, а не обещать. Потому что бюджет надо принимать, а основы расчета нет, Минфин только обещает», – утверждает Герман Таслицкий, управляющий партнер ЮК «Правозащита Украина».
Противоположной точки зрения придерживается Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital: «Налоговая реформа Минфина реалистичная. И при этом решает основные проблемы. В то же время проект Южаниной просто нереален, его никогда не пропустит МВФ, а само его существование в принципе угрожает налоговой реформе».
По словам Глеба Вышлинского, исполнительного директора Центра экономической стратегии, вариант Минфина кажется более сбалансированным и сфокусированным на реальной проблеме – высокой нагрузке на фонд оплаты труда. «Вариант Налогового комитета предусматривает снижение налогов на прибыль и НДС, по которым Украина и так конкурентоспособна, и угрожает резкой разбалансировкой бюджета, поскольку у политиков нет готовности так же резко снизить расходы бюджета. Это приведет к срыву программы [взаимодействия] с МВФ и финансовой дестабилизации, которая перекроет все возможные плюсы для бизнеса от снижения ставок», – считает Вышлинский.
По мнению же Таслицкого, проект Минфина пока проигрывает по всем направлениям. И в первую очередь – в части восприятия бизнес-сообществом.
Автор: Ольга Левкович
http://forbes.ua/nation/1404254-liberalnye-nalogi-vr-protiv-minfina