Виступи у ЗМІ

  • Прес-служба

Такие инфляционные поступления в бюджет были в нашей стране только в 1996 году

Такие инфляционные поступления в бюджет были в нашей стране только в 1996 году
Влащенко: Сегодня мы будем говорить с главой парламентского комитета по вопросам таможенной и налоговой политики Ниной Южаниной.

Здравствуйте. Бизнес жалуется, что ничего не изменилось, но самое главное,  что бизнес не может выдержать налогового пресса. Как вы можете это прокомментировать?

Южанина: Никакой новой налоговой реформы не происходило, и в прошлом году также. Просто те изменения, которые вносились в Налоговый кодекс, имели такое название: «Малая налоговая реформа». Ничего общего с налоговой реформой те изменения не имели. Принимая в прошлом году бюджет, в который и были внесены предложенные правительством изменения и поддержанные депутатами, мы сделали исключительный шаг для того, чтобы удержать финансовую ситуацию в стране. Поэтому все прислушались прежде всего к видению правительства в плане еще большей фискальной нагрузки на бизнес и восприняли это так, что мы в последний раз должны потерпеть, то есть бизнес последний раз должен вытерпеть еще такую дополнительную нагрузку. Депутаты согласились голосовать за такой бюджет и за такие налоговые изменения, так как именно правительством и лично Арсением Петровичем было обещано нам, что с самого начала года мы начнем работать над взвешенной налоговой реформой. Кроме того, мы ее предложим обществу, как это по закону и должно было бы быть, к 1 июля 2015 г. для того, чтобы те новеллы, которые будут предложены, вступили в силу законно до 1 января 2016 г. Так нам было обещано, ведь в 8-м созыве очень много депутатов, которые впервые зашли в парламент и всю свою жизнь проработали в бизнесе. И понимание того, какие процессы происходят у нас в системе налогообложения, имеют достаточно глубокое и, самое главное, не теоретически.


- Как могло так оказаться, что обществу было представлено два проекта налогового кодекса? Депутаты – это представители народа в парламенте, а власть – это люди, которые должны работать на общество. Почему оказалось, что у вас два разных видения налогового кодекса?


— На самом деле, мы имеем возможность обсуждать и профессионально работать над нормами только парламентского закона 3357. Проекта правительственного еще нет, он еще не зарегистрирован. Мало того, мы не можем даже отдельные разделы такого законопроекта увидеть, прочитать и проанализировать. Я считаю, что законопроект 3357 – это совместный законопроект, потому что после Национального совета реформ, на котором была поставлена задача разработать один, концептуально согласованный законопроект, мы и начали двигаться в рабочей группе, создавая, прописывая все нормы к будущему законопроекту совместно со всеми заинтересованными сторонами, в том числе и с представителями Министерства финансов. Именно на том этапе представители министерств и Министерство финансов лично не должно было стоять в стороне от процесса, который происходил, ожидать с позиции  «что бы вы ни сделали, наша позиция будет неизменной, вы должны голосовать только за наш законопроект» и склонять нас исключительно к их мнению. Концептуально есть видение правительства, которое направлено на поддержание той финансовой ситуации в стране, которая якобы стабилизировалась, и ничего для бизнеса. И есть другая позиция: мы вам очень благодарны за то, что вы удержали страну в состоянии более или менее платежеспособности, но другого времени для того, чтобы создать хоть какие-то условия для возможности работать в нашей стране и физическим, и юридическим лицам, нет. Иначе может получиться так, что этого и не нужно делать, потому что мы вообще потеряем государство.


- Понимаете ли вы, что уже много раз озвученные упрощения в измененную систему налогообложения, которые сужают единый налог до торговли на рынке и выбрасывают работающий малый бизнес в общую систему, делают условия для существования этого малого бизнеса неприемлемыми?


— Неоправданная сейчас мысль прозвучала. Неоправданная теми изменениями и отношением именно авторов законопроекта к упрощенной системе налогообложения. Уже после опубликования текста на сайте ВР я неоднократно встречалась с представителями малого бизнеса именно упрощенной системы налогообложения и отвечала на все их вопросы. Я хочу отдать дань огромного уважения тем людям, которые находятся на упрощенной системе, за то, что они с 91-го года, несмотря ни на что, остались в своей стране, создали рабочие места и работают, платя налоги, которых, возможно, не платят сейчас и юридические лица. В первой группе, которая осуществляет исключительно розничную деятельность на рынке и предоставляет услуги населению, размер дохода должен составлять не более 300 тыс. Это те, кто не применяет кассовых аппаратов, не ведет книгу учета доходов и платит при этом только единый налог в размере 10%. Они так и остаются. Вторая группа, которая сейчас есть и работает (это с размером годового дохода 1 млн 500, с правом найма до 10 человек и с ведением книги учета доходов, с авансовыми платежами на текущий месяц, квартал, с применением РРО только после одного миллиона), – они так и остаются.


- А для какой группы будут изменения?


— Для этой группы мы предусмотрели исключить из возможных видов деятельности ведение предпринимательской деятельности в 3-5-звездочных отелях и возможность производства и продажи верхней одежды из натуральной кожи. Совершенно понятно, что 4-звездочный отель не может находиться на упрощенной системе с уплатой 237 грн налога в месяц.


- Ваши оппоненты говорят, что проект нового налогового кодекса предусматривает введение налоговых консультантов, от которых будут зависеть все плательщики общей системы. Как вы можете это прокомментировать?


— Я впервые слышу такое мнение. Действительно, сейчас есть возможность для аудиторских компаний осуществлять предоставление услуг юридическим лицам для составления отчетности. Это очень распространенная услуга, и ничего не меняется и в будущем, только предлагается новый механизм. Это абсолютно польская практика – использование налоговых консультантов для составления отчетности. Налоговыми консультантами смогут воспользоваться те, кто не хочет иметь собственную бухгалтерию. Ранее система действовала так, что аудиторская компания составляет отчетность, а подпись под ней должен поставить директор. Очень много наших предпринимателей, которые сталкивались именно с этой проблемой, отказывались от таких услуг, потому что никто не хочет отвечать за то, чего не понимает. Налоговые консультанты будут страховать свою деятельность, в составленной отчетности ставить свою подпись и нести ответственность перед налоговым органом. Их могут использовать только те, кому это нужно. Мы ничего не меняем в порядке ведения бухгалтерского учета. Параллельно с действующими четырьмя группами упрощенной системы налогообложения мы предлагаем предложить самостоятельный – по собственному заявлению – переход такого упрощенца на общую систему налогообложения при упрощенном порядке ведения учета. Мы уже неоднократно слышали мнение Министерства финансов и лично министра финансов, что упрощенная система налогообложения это такая возможность оптимизации затрат, оптимизации заработных плат, то есть это искажает вообще систему налогообложения. Я с этим не согласна. Для того чтобы требовать налоговую культуру от нашего плательщика, мы должны сами идти навстречу и нести огромную ответственность перед плательщиком.


- Почему в новом налоговом кодексе нет ответственности налоговиков за нарушение закона?


— Вот так просто нести материальную или моральную ответственность невозможно. Из-за изменения функций и системы, по которой должен действовать в дальнейшем налоговый орган, мы подошли к тому, что они не смогут вообще совершать противоправные действия. Налоговый орган из контролирующего и фискального превратится в сервисную службу. Ведь эта фискальность достигалась через, например, создание очень многих процедур, не предусмотренных законом, созданием очень большого количества подзаконных документов, внутренних документов, которые выписывали порядок действий, прямо противоречащий духу и норме закона.


- Раньше налоговики могли фактически останавливать деятельность. Сейчас они будут иметь такую возможность?


— Нет. Надо разбираться, на основании чего у плательщиков пытаются изъять документы. Это налоговая милиция, это нарушено уголовное производство? Не надо смешивать все вообще. Сейчас налоговые органы вообще не могут выйти на проверки к субъектам предпринимательской деятельности с объемом до 20 млн. Мы сейчас, даже на этом этапе, стараемся внести такие законопроекты, чтобы прошла демилитаризация налоговой милиции. Остаются контролирующие функции только в отношении крупных налогоплательщиков.


- Что такое реабилитированное понятие «звичайна ціна»?


— Мы возвращаемся к «обычной цене» для того, чтобы исключить способы оптимизировать даже через продажу по слишком низким ценам, например, упрощенцам, чтобы вся прибыль оставалась на упрощенной системе налогообложения. Страна должна понять, что если мы говорим о либерализации, то мы честны по отношению к себе. Если мы говорим, что нам надо уменьшить налоговую нагрузку на заработную плату, уменьшить все налоги и при этом оставить все возможные схемы оптимизации, то я с этим не согласна. Тогда вообще не стоит ничего делать. Если мы не планируем хоть что-то делать в порядке убывания этих возможных дыр, то тогда нам не нужно вообще начинать либеральные реформы.


- Насколько я понимаю, «звичайна ціна» это не либеральный жест, а государственное регулирование. Как это стыкуется с либеральной экономикой?


— «Обычная цена» применяется только в двух случаях. Например, юридическое лицо импортировало какой-то товар, стоимость которого (таможенная плюс уплаченные платежи) составляет 100 грн. Я хочу продать это субъекту на упрощенной системе налогообложения за те же 100 грн. А субъект продает товар за 200, так как у него по упрощенной системе налогообложения только 4% налогообложения, а у юридического лица – общая система. Мы предложили, что если эти 200 грн, по которым субъект упрощенной системы налогообложения продает, является «обычной ценой», то тогда у такого юридического лица эта наценка будет приравнена к распределенной прибыли, из которой будет оплачена пониженная ставка на прибыль – 15%. Иначе нам тогда надо точно отказываться от третьей группы и говорить, что мы выходим все на общую систему налогообложения и платим совсем маленькие ставки налогов.


- Бизнес говорит о том, что введение акцизной накладной усложняет и удорожает отчет.


— Именно бизнес обратился, чтобы регулировать их вид деятельности. И именно в рабочих группах в течение трех месяцев нарабатывался этот законопроект. Это могут говорить только те субъекты предпринимательской деятельности, которые недовольны тем, что их ограничивают в возможности получать нефтепродукты путем смешивания, так как на смешанный бензин надо также заплатить акциз. Но для потребителя введение акцизных накладных – весьма нужная норма для того, чтобы избежать этих всех нелегальных бензинов, которые в этом году составляли 40% всего объема, который продавался на АЗС.


- Если будет введен ваш вариант проекта, то образуется дырка в сборах до 200 млрд. За счет чего мы будем покрывать эту дыру?


— Главный вопрос: наша страна должна что-то менять для бизнеса или нет? Эти 200 млрд просчитаны прямым линейным математическим способом, чего я даже не пыталась отрицать. Понятно, что если ты снижаешь ставки налогов, то в краткосрочном периоде мы получаем минус в бюджет. Я не видела поддержки Министерства финансов, чтобы начать работать в направлении уменьшения расходов, а это исключительно функция Министерства финансов. Мы начали считать доходную часть и выяснили, что доходная часть у нас будет больше, чем посчитанная для воздействия моего проекта, и она покроет те 200 млрд. Прямым подсчетом у нас уже минус 80 млрд. Я хотела бы, чтобы правительство объяснило всей стране, каким образом сейчас выполняется бюджет-2015. При спаде экономики, при таком спаде ВВП за счет чего выполняется бюджет?


- Ваш комитет еще занимается таможнями. У нас будет проводиться таможенная реформа в соответствии с мировыми стандартами?


— Мы почти потеряли контроль над таможней благодаря различным распрям в Государственной фискальной службе с объединением функций, налоговых и таможенных. В комитете мы работаем сейчас над созданием отдельного закона о «Национальной таможенной службе, о национальной таможне». Мы должны его зарегистрировать в ближайшее время. Но здесь точно должна сработать инициатива правительства. Если будет такая же ситуация, как с проектом закона о «Налоговой реформе», то мы будем так же долго тянуть во времени и с созданием подлинно национальной таможни.


- У вас есть вопрос?


— Я бы хотела, чтобы мы сейчас доносили больше информации обществу и объединялись вокруг, возможно, первый и последний раз нам данного шанса на либеральные изменения. Именно это инфляционное содержание позволит нам компенсировать большую часть потерь, которая может быть в краткосрочном периоде от снижения налогов. Такие инфляционные поступления были в нашей стране только в 1996 г. И сейчас не воспользоваться этим моментом – это значит, ничего не понимать в экономике и ничего не сделать для собственной страны.


- Единственная причина, по которой часть бизнеса хочет покинуть страну, – они устали работать без правил. Люди говорят, что не надо им помогать, просто не мешайте.


Спасибо большое, Нина Петровна.

[button url="http://112.ua/interview/takie-inflyacionnye-postupleniya-v-byudzhet-byli-v-nashey-strane-tolko-v-1996-godu-274752.html" color="#ffffff" background="#2d8cef" background_hover="#2defc2"]Джерело: 112.ua[/button]

  • Перегляди: 691

Читайте також: